Воздух отравляется ежедневно

В последние годы местами отмечается сильное загрязнение воздуха, связанное с расширением очагов промышленности, с технизацией многих областей нашей жизни, усиленной моторизацией. Действие вредных веществ, попадающих в воздух, может усиливаться их взаимными реакциями между собой, накоплением в крупных городах, большой длительностью их нахождения в воздухе, особыми метеоусловиями и другими факторами.

Загрязнение воздуха никак нельзя не принимать во внимание. В районах, где отмечаются высокая плотность населения, скопление заводов и фабрик, большая насыщенность транспортными средствами, загрязнение воздуха особенно быстро возрастает. Здесь требуются срочные и радикальные меры. В дни, когда из-за погодных условий циркуляция воздуха ограниченна, может возникать смог.

Основные источники загрязнения воздуха - автомобильный транспорт, промышленные предприятия и печи частных домов. В ФРГ половина угарного газа, четверть окислов азота и 19% углеводородов, содержащихся в атмосфере, поступает туда вместе с выхлопными газами автомобилей. Выхлопные газы выбрасываются главным образом в центре городов, там, где есть жилые кварталы; причем они оказываются близко к земной поверхности, примерно в том слое воздуха, которым дышат люди. В узких, напоминающих ущелья улицах большого города содержание угарного газа в дневное время суток может возрасти по сравнению с ночью на 94-99%, содержание углеводородов - на 76-89, окислов азота - на 83-93%, и все это связано с тем, что автомобильное движение днем интенсивнее, чем ночью. Закон о содержании свинца в бензине (с 1972 г. оно ограничено уровнем 0,4 г свинца на 1 л) способствовал тому, что в крупных городах поступление этого металла в воздух снизилось на 65%.

Но такой меры оказалось недостаточно, тем более что моторизация все нарастает. В 1980 г. в ФРГ насчитывалось около 22 млн автомашин (к их числу отнесены и тракторы, работающие в сельском хозяйстве). Это означает, что на каждую тысячу жителей приходится 354 транспортные единицы (в США уже в 1971 г. на тысячу жителей приходилось 435 только одних легковых автомобилей).

Промышленность, в том числе тепловые электростанции и теплоцентрали, дает большую часть выбросов пыли в воздух. В 1974 г. было выброшено в атмосферу 1,2 млн т промышленной пыли. Промышленность - главный поставщик в атмосферу соединений фтора (57% из 48 тыс. т попавшей в воздух пыли в 1971 г.) и окислов азота (69% от примерно 1,4 млн т в 1975 г.). Производство промышленных товаров и энергии растет, но загрязнение воздуха увеличивается не так быстро - сказываются принимаемые меры, особенно в отношении окислов серы и пылевых частиц.

Частные домовладения отравляют воздух главным образом угарным газом (окисью углерода) из печей и хлорфторуглеводородами (фреонами) из аэрозольных баллончиков. В 1974 г. домашние отопительные устройства ФРГ выбросили в атмосферу около 4 млн т угарного газа. Из аэрозольных баллончиков, например, с косметикой и инсектицидами ежегодно в атмосферу попадает около 50 тыс. т фреонов. Они разрушают озоновый слой в стратосфере.

В промышленно развитых странах около трети загрязнений воздуха происходит за счет выхлопных труб автомобилей, остальные две трети - заводских и домовых труб. Поэтому не удивительно, что в зонах с большим скоплением автотранспорта чаще отмечаются такие тяжелые заболевания, как хроническое отравление свинцом, болезни почек, сердца и сосудов. Наблюдаются и явления хронического отравления растений и животных.

С начала нашего века содержание углекислого газа в атмосфере увеличилось примерно на 15%, а в 2000 г. оно на 25% выше, чем в 1900 г.В районах с высокой плотностью населения, насыщенностью транспортом и промышленностью автомобили производят 40%, отопление домов - 30% и промышленные предприятия - 30% общего загрязнения воздуха. При взлете авиалайнера «Боинг-707» образуется такое же количество выхлопных газов, какое за то же время дадут 6850 небольших автомобилей марки «Фольксваген». За год автомобиль в среднем выбрасывает 297 кг СО (ядовитое вещество), 39 кг углеводородов (канцерогенные соединения), 10 кг окислов азота (ядовитые вещества), 2 кг пыли, 1 кг двуокиси серы (ядовитое вещество) и 0,5 кг соединений свинца (ядовиты).

В 1971 г. в ФРГ была принята программа охраны природы, с 1 апреля 1974 г. вступил в действие новый закон о выбросах вредных веществ в атмосферу. О том, как это повлияло на экологическую ситуацию в стране, говорит отчет, представленный правительству в июле 1978 г. Он не дает полной картины, но позволяет выделить главные тенденции.

Общее количество двуокиси серы, выбрасываемой в воздух, осталось на уровне 1965 г. Выбросы полициклических ароматических углеводородов - самых опасных из канцерогенных веществ, сильно росли до 1970 г., а позднее оставались без изменения. Общее количество выбрасываемых окислов азота постоянно возрастало. В итоге можно сделать два основных вывода:

1. Принятые меры помогли сдержать рост объемов вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, и можно не опасаться их сильного роста в будущем.

2. Тем не менее существенного улучшения чистоты воздуха не произошло. Эти тенденции характерны для ФРГ в целом, однако в отдельных районах положение может существенно отличаться от общего. Согласно отчету, в некоторых сильно отравленных районах загрязненность воздуха уменьшилась, в других, где воздух был ранее сравнительно чистым, местами возросла.

Наибольшие успехи достигнуты в снижении выбросов свинца и двуокиси серы. Это связано с тем, что новые законы ограничили содержание свинца в бензине, серы - в дизельном топливе и мазуте, которым отапливают дома. Так нашла себе подтверждение давно известная истина: сильно сократить нагрузку на природу можно прежде всего за счет веществ, применяемых в массовых количествах. Ныне основная цель - сократить загрязненность воздуха в крупных городах. Там, где воздух сравнительно чист, необходимо поддерживать естественное состояние экосистем, особенно флоры, чрезвычайно чувствительной к загрязнению воздуха.

Очень важная область охраны атмосферы - борьба с выбрасыванием в воздух канцерогенных химических соединений. Каждый год появляются данные об опасных свойствах как новых, так и старых, еще недостаточно изученных химических веществах.