Пугающий призрак АЭС

«Когда в роковой день 1945 г. мир узнал о создании атомной бомбы, стало ясно: в истории человечества открыласьАЭС новая эпоха. Те, кому этот день навсегда запомнился тем, что унес жизни тысяч жителей Хиросимы, предвидели эпоху смертельной угрозы для всего человечества и опасались, что мир вступил на путь, который неизбежно приведет к третьей и последней мировой войне. Те же, кто в ослепительной вспышке бомбы увидел знамение новой эпохи, когда человек наконец сможет укротить «звездное пламя», поверили, что наступила пора хотя бы частичного осуществления проблем, для решения которых понадобится огромная мощь новой энергии». Так пишет биолог и эколог Барри Коммонер в своей книге «Рост и кризис окружающей среды», вышедшей в 1971 г. Б. Коммонер, профессор микробиологии и директор Центра биологии природных систем в Университете имени Вашингтона в Сент-Луисе, - один из крупнейших специалистов по проблемам окружающей среды в США.

С тех пор как в 1945 г. началась атомная эра, противоречие между двумя точками зрения, о которых говорит Коммонер, все обострялось, и пропасть между ними расширялась. «Сторонники одной точки зрения - это те, кто опасается, что неукротимая мощь атомной техники раздавит человечество. К ним относятся прежде всего молодые люди, которые родились уже «при бомбе» и всю жизнь проводят с ощущением, что завтрашний день может быть последним. Другой точки зрения придерживаются в основном люди предыдущего поколения, принимавшие участие в создании новой энергии и считающие, что она необходима, даже если из-за нее какое-то количество людей погибнет».

Несмотря на это противостояние, в мире преобладает представление, что знания ученых настолько достоверны, а техника столь надежна, что им безусловно можно довериться и против новой энергии не может быть никаких возражений. «Первые 25 лет атомной эры показали, что эта вера - трагическая ошибка, глубоко неверное представление. Если бы можно было изолировать атомную энергию, скажем, на уединенном острове в Тихом океане или хотя бы в недрах атомного реактора, это был бы колоссальный успех. Но ни остров, ни электростанция, ни любой другой объект из существующих на нашей планете не изолированы от тончайшей подвижной ткани, обволакивающей всю Землю, - от окружающей среды, от экосферы.

Если хотя бы один-единственный раз мощь расщепленного атома вырвется на волю, в окружающую среду, - а гарантировать от такой случайности невозможно, - то мы убедимся, что наши знания неполны, а наша техника недостаточно надежна. Поэтому, если мы хотим выжить, новая энергия должна постоянно находиться под нашим контролем.

Накопленный опыт использования ядерной энергии показывает, что современная техника достигла таких масштабов и такой сложности, что скоро начнет приближаться по этим показателям к окружающей нас естественной Вселенной. Наш опыт должен продемонстрировать нам, что возможности вмешательства в природу гораздо шире, чем наши знания о последствиях такого вмешательства. Короче говоря, нам давно пора понять, что любое вмешательство в природу, какую бы пользу оно нам ни приносило, имеет свою цену. Ядерное оружие - немое (пока, во всяком случае) свидетельство того, что такое вмешательство может нам стоить жизни.

Но тот же опыт первых 25 лет атомной эры несет и другое, гораздо более обнадеживающее знание: он учит, что мощь ядерной техники и ее отношения с окружающей средой должны находиться под контролем не столько специалистов, сколько общественного мнения».

Но что такое общественное мнение? Как оно образуется и кто его формирует?

«Часто пишут о том, что наш современный мир становится все менее доступным обозрению даже заинтересованного гражданина. Простому человеку становится все труднее понимать новые явления этого мира с его далеко зашедшим разделением труда и судить о них. В последние годы нередко раздаются требования к ученым, чтобы они публиковали свои знания, факты, накопленные их областями наук, в общедоступной форме. Такими публикациями ученые должны построить «мост» от науки к широкой публике, что поможет народу лучше понимать современный мир, в котором роль прикладной науки все увеличивается».

Так начинается предисловие профессора Людвига Рауша, руководителя отделения лучевой биологии и радиационной защиты университетской клиники в Гисене, к его книге «Риск радиации?», вышедшей в 1979 г.

Распространение полученных наукой знаний посредством газет, радио, телевидения, научно-популярной литературы идет в количественном отношении весьма успешно, но эта информация нередко бывает настолько ошибочной и тенденциозной, что о всестороннем информировании широкой общественности говорить еще нельзя.

Опросы общественного мнения показывают, что у публики нередко формируются совершенно иррациональные взгляды на современную науку. Частично дело тут в незнании фактов, и этот недостаток не может быть устранен на сто процентов. К сожалению, эмоциональное, подверженное моде общественное мнение складывается и по отношению к таким вопросам, где ориентирами могут служить только твердо установленные факты и цифры. Суждение о таких вопросах не должно быть субъективным.

Радиобиология и опасность ионизирующих излучений

Отдаленные последствия у участников испытаний атомных бомб

Боязнь атомной бомбы разжигает страх перед мирной атомной энергией

Авария в Гаррисберге

«В Гаррисберге не было никакой катастрофы»

Кто пугает нас атомной энергией

Кошмар миллибаров 

Чернобыль: что же дальше? 

Преувеличение угрозы Чернобыльской катастрофы для Западной Европы

Уроки Чернобыльской аварии