Утилизация автомобилей

Автомобиль у нас и любят, и проклинают. Даже когда он отъездит свое и идет в лом, хлопоты не кончаются. ЕщеУтилизация автомобилей несколько лет назад в некоторых странах приходилось законодательным путем обязывать людей, расставшихся с отслужившей машиной, не бросать ее просто на улице. Сейчас же за такие машины происходит конкурентная борьба. Автомобиль поддается почти полной утилизации, причем выгодной для промышленников и полезной для природы. И когда автомобиль работает, и когда отслужит свое, он является источником ценного вторичного сырья. Имеются в виду шины, отработанное масло, старые аккумуляторы, металлические детали. Приведем несколько цифр об их использовании.

В ФРГ легковой автомобиль служит в среднем девять лет, так что ежегодно идет на слом свыше миллиона машин. В 1980 г. было отправлено на лом около 1,62 млн старых автомобилей общим весом примерно 0,81 млн т. Автомобили, сданные в утиль, либо прессуются в пакеты («лепешки»), либо разрезаются. В первом случае металлический лом значительно загрязнен разными примесями, во втором - он более чист, так как при разрезании неметаллические части в основном отсортировывают. Лом передается металлургам.

Старые шины скапливаются главным образом в мастерских, где производится замена шин, на бензоколонках, в гаражах, на кладбищах автомобилей. В ФРГ ежегодно собирается около 340 тыс. т шин, из них 90 тыс. т подвергаются восстановлению (наращивают протекторы), 50 тыс. т используются как вторичное сырье, а 200 тыс. т уничтожаются, то есть сжигаются или захороняются.

В последнее время найдены новые возможности для использования старых шин. Одна из них, особенно ценная в периоды роста цен на нефть, - пиролиз шин. При высокой температуре резина шин разлагается на горючий газ, жидкое горючее, сталь и сажу, а эти материалы могут быть полезными. Шины можно использовать и как горючее, например, в цементной промышленности, где они заменяют дорогостоящее топливо. Старые шины пригодны и для многих других целей, например для строительства дамбы, из них можно делать основание дорог, шумозащитные стены вдоль шоссе. Их опускают связками в море, чтобы в качестве искусственных рифов они служили местами размножения рыб. Из старых шин получают гранулы резины, используемые для покрытия полов и для сооружения беговых дорожек на стадионах, для прессования звукоизоляционных плит и резинотехнических изделий. Эти гранулы, кроме того, вводят в состав бетона и битума при строительстве дорог.

Еще несколько лет назад в ФРГ устранение отработанного автомобильного смазочного масла было проблемой, так что приходилось часть прибыли, полученной от продажи нового масла, направлять на оплату расходов, связанных с уничтожением старого. Теперь разработаны способы использования этого масла как топлива и регенерации его, позволяющей снова применять его для смазки.

Так, в 1977 г. в стране было собрано 527 тыс. т отработанного масла. Из них 303 тыс. т регенерировали для дальнейшего использования, 30 тыс. т сожгли, 185 тыс. т уничтожили с соблюдением установленных правил и, по-видимому, около 9 тыс. т уничтожили без соблюдения природоохранных мер. Согласно закону, масло, скопившееся в количествах, превышающих 200 л, должно передаваться для уничтожения специализированным предприятиям.

В использовании и уничтожении отработанного масла имеются большие успехи. Например, в 1972 г. почти 9% всего отработанного масла было уничтожено неконтролируемыми способами, причем, вероятно, был нанесен ущерб окружающей среде, а в 1977 г. таким образом было уничтожено всего менее 2% общей массы. Это связано главным образом с тем, что сильно выросли объемы регенерации масла, оно стало использоваться гораздо полнее.

Уже в 1979 г. каждый десятый литр масла, заливаемого в ФРГ в автомобильные двигатели, был получен из отработанного масла. Оно ничем не уступает свежему и отвечает всем обычным техническим требованиям. Регенерацией отработанного масла занимаются десять фирм, располагающих одиннадцатью установками для переработки смазочных масел. В 1979 г. в ФРГ было продано 1,2 млн т смазочных масел, из них было собрано 574 тыс. т отработанного масла.

Для получения 500 т регенерированного масла требуется израсходовать 1 тыс. т отработанного или же переработать 5 тыс. т сырой нефти, так что экономия весьма существенная. Поэтому предприниматели стараются сохранить как можно больше отработанного масла, не допуская его сжигания. Регенерированное масло продается, как правило, вдвое дешевле нового.