Экология - наука о взаимосвязях в мире живых существ

На живое существо влияют различные факторы. Это воздействия со стороны неживой окружающей среды - Экологияклимата, почв, водного баланса, то есть так называемых абиотических факторов, и воздействия живой среды - растений, животных, человека - так называемых биотических факторов. В климатическом факторе можно выделить такие составляющие, как свет, температура, вода, ветер и так далее; в факторе водного баланса - количество осадков, влагоудерживающая способность почвы, высота уровня грунтовых вод и так далее.

Науку о взаимосвязи и взаимодействии различных факторов среды с организмами называют экологией - от греческого слова «ойкос», что значит «домашнее хозяйство». Экология изучает связи живых существ между собой и их отношения с окружающей средой, а также влияние разных факторов на живые существа. Хотя содержание термина «экология» с течением времени менялось, экология с самого начала остается биологической наукой.

В основе экологического взгляда на мир лежит представление о том, что каждое живое существо окружено множеством влияющих на него различных факторов, образующих в комплексе его местообитание - биотоп. С комплексом этих факторов организмы вступают в крайне сложные, многослойные взаимоотношения. Во взаимодействии отдельных факторов, важных для жизни разных организмов, складываются различные местообитания (биотопы), каждое со своими особенностями.

Биотоп предоставляет возможности для существования определенной группе растений и животных. При этом существование какого-то вида может зависеть даже от одного-единственного фактора. Примеры сильно влияющих отдельных факторов - крайняя нехватка воды в пустыне или тепла в Арктике.

Растения по-разному приспосабливаются к определенному местообитанию. Примеры узкого приспособления к «своим» биотопам - кактусы (приспособление к нехватке воды), кувшинки (к жизни в воде), синеголовник приморский (приспособление к сильной засоленности почвы), камнеломка (к росту на скалах). Такие виды, приспособившиеся к определенным условиям среды, называются «специалистами». Существуют и другие виды, способные жить в очень разных условиях (например, одуванчик). Они называются убиквистами. Но и убиквисты не способны жить там, где на биотоп долгое время действуют достигшие своих крайних значений какие-либо факторы, например нехватка воды (крайняя сухость) или большой холод.

Организмы, характерные для определенного биотопа, составляют жизненное сообщество, или биоценоз. Жизненное сообщество образует со своим биотопом единое целое, называемое экологической системой, кратко-экосистемой. Экология говорит, что взаимоотношения между организмами и их биотопом, или вообще средой, не бывают линейными, одномерными и их надо рассматривать во всей их сложности. Влияния или изменения какого-то элемента среды, например климата, вызывают в биоценозе прямые реакции, но они, кроме того, действуют и непрямым образом на другие элементы, вызывают реакции и в них и постепенно изменяют все части экосистемы. Колебательные (усиливающиеся и ослабляющиеся) реакции, обратные и поперечные связи, многофакторные воздействия приводят экосистему в движение. В конце концов она либо приходит к какому-то новому равновесию, либо, как откачнувшийся маятник, возвращается к прежнему состоянию.

Экология-уже немолодая наука. Она возникла во второй половине XIX в. и занималась сначала изучением взаимосвязей в экосистемах, составом экосистем. Влиять на экосистемы или тем более управлять ими экология не стремилась. Можно сказать, что в основе этой науки лежит тысячелетний опыт человека, так как в доисторические времена сам человек был гораздо более, чем сейчас, подвержен влиянию факторов внешней среды. Чтобы выжить, ему приходилось действовать с учетом экологических закономерностей. Он не мог так сильно, как сейчас, вмешиваться в различные процессы, происходящие в экосистемах, разрушать одни местообитания или создавать новые.

Сегодня, когда экологические знания, приобретенные человеком, намного отстают от его возможностей вмешательства в действие природных регуляторов экосистем, когда он по незнанию разрушает многие естественные основы своего существования, он вынужден заново и на новом уровне овладеть наукой «экологичного поведения». Для этого он должен знать экологию. При этом важно, чтобы человек заново научился считать себя всего лишь элементом биоценозов, в которых он живет и которые он использует. Он должен знать, как его действия отразятся на других элементах системы, на других организмах, чтобы учесть возможные отрицательные последствия.

Экология с ее систематическим, комплексным подходом должна привлекаться для проверки планов всех экономических и социальных мер, имеющих отношение к окружающей среде, чтобы выявить их последствия для природы, а значит, и для самого человека. Все предлагаемые меры по охране природы, например по поддержанию чистоты воздуха, борьбе с шумом, очистке воды, должны до осуществления подвергаться детальному рассмотрению, с тем чтобы определить, как они подействуют друг на друга и какие отдаленные последствия могут возникнуть.